Покров

14 октября Православная Церковь празднует великий праздник Покров Пресвятой Богородицы. Для Руси память о том, как Богородица простерла свой покров над Константинополем в минуту грозной опасности, имела глубокий смысл, так как считалось, что над Русью тоже простерт покров Богородицы.
Праздник этот отражает событие, которое якобы произошло в далекой Греции в 911 году. На Царьград тогда напали полчища сарацин, и осажденным оставалось лишь уповать на помощь свыше. Во время всенощной во Влахернском храме Андрею Юродивому явилось чудесное видение: в воздухе будто воспарила Богородица, она помолилась за осажденных и развернула над ними свой широкий шарф — покров. Эпизод этот не-однократно был воспроизведен на русских иконах. Богородица на них возвышалась перед алтарем с поднятыми руками, ангелы держали над ее головой покров яркого цвета, другие ангелы и святители стояли по сторонам, а Андрей Юродивый с апостолами и мучениками — внизу.
Мотив «покрова» на русской почве был осмыслен как заступничество Богородицы вообще за всех попавших в беду, помощь и спасение всем несчастным и страждущим. С самого начала христианства на Руси в народе распространились представления о Богородице-заступнице, печальнице. Народные настроения находили поддержку и в книжных памятниках. Знаменитый переводной апокриф «Хождение Богородицы по мукам» рассказывает, как Богоматерь, сопровождаемая архангелом Михаилом, спускается в ад и становится свидетельницей мучений, которым подвергаются здесь грешники. Сами мучения описаны подробно, во всем их ужасном многообразии — за каждое преступление или нарушение полагались свои. Богородица вникает во все обстоятельства прегрешений, расспрашивает архангела. Все, что она видит, вызывает в ней сострадание и слезы, она и сама готова разделить муки грешников и укоряет святителей и ангелов за равнодушие к ним. В конце концов, не в силах выдержать зрелище ада, она обращается к Богу с молитвенной просьбой пощадить мучающихся. Та же идея заступничества перед Богом составляет содержание центрального ряда иконостаса — Деисуса (от греч. «моление», «прошение»): в центре — Спас на престоле, с Евангелием в левой руке, правой рукой благословляет; по сторонам — стоящие лицом к нему фигуры великих деятелей христианства; левый ряд всегда возглавляет Богородица. Облик ее исполнен достоинства и мольбы. Согласно замыслу, Деисус изображает, как представшие перед Богом святые, апостолы и архангелы молят Спасителя за весь грешный род человеческий. И Дева Мария — первая просительница о милосердии к людям.
В народе к Покрову относились по-хозяйски. Считалось, что Покров отмечает переход от осени к зиме: «До Покрова — осень, за Покровом — зима идет!» Хозяева начинали утеплять дома, конопатили избы, затапливали печи («Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров»). В этот день последние журавли улетали на юг (при более раннем отлете говорили: «Быть холодной зиме»). В этот день первый снег, по приметам, покрывал землю. Перед Покровом устраивали ребятам на пороге домов «душ» — обливали водой через решето (тем самым хотели предохранить от зимних простуд). Скоту по случаю приближения зимы скармливали специальный сноп овса — «поджинальник», а также обрядовый сноп, чтоб не досаждала зимой бескормица и вообще от всяких зимних бед. С этого дня скотину уже не выгоняли на пастбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.