Об указании цен в иностранной валюте
В связи с поступлением обращений министерств и субъектов хозяйствования по вопросу правомерности указания цен в иностранной валюте при реализации товаров (работ, услуг), в том числе в рекламе в сети интернет, прейскурантах и т.д. Национальный банк Республики Беларусь дает пояснения.
В соответствии с требованиями п.I ст.298 Гражданского кодекса Республики Беларусь денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях. В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответству-ющей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон.
Цена на товары (работы, услуги) должна быть установлена в белорусских рублях, за исключением случаев, когда осуществление расчетов в иностранной валюте разрешено законодательством. К таким случаям также относятся расчеты, осуществляемые в иностранной валюте субъектами хозяйствования на основании индивидуальных разрешений Национального банка.
Вместе с тем субъекты хозяйствования вправе реализовывать свой товар за пределы республики и, соответственно, осуществлять расчеты с нерезидентами в иностранной валюте. В этой связи считается правомерным указание субъектами хозяйствования стоимости товаров (работ, услуг) в иностранной валюте, в том числе в рекламе в сети интернет, прейскурантах и т.д.
Законом Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «0 рекламе» определено понятие «реклама» — это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке. К неопределенному кругу лиц относятся те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возника-ющего по поводу реализации объекта рекламирования. Следовательно, реклама не может избирательно быть адресована только нерезидентам либо резидентам и представляется одновременно с ценой в белорусских рублях цены в иностранной валюте.
Между тем ситуация в стране, при которой иностранная валюта широко применяется для операций внутри страны или отдельных отраслей ее экономики и частично вытесняет национальную валюту, является долларизацией экономики. Долларизация увеличивает не поддающийся контролю элемент денежной массы, позволяет использовать иностранную валюту в качестве инструмента сбережений, в том числе населения, способствует утечке капитала за границу. Но самое главное – долларизация способствует потере своей экономической безопасности.
В настоящее время усилия Национального банка направлены, в первую очередь, на сокращение случаев использования иностранной валюты в расчетах между резидентами Республики Беларусь, а также с участием нерезидентов при совершении валютных операций на территории нашей страны и повышение доверия населения к национальной валюте. Целью проводимой политики дедолларизации является также устранение практики формирования тарифов и номинирования платежей в иностранной валюте. В связи с этим постепенно реализуются меры по отказу от привязки к иностранной валюте при определении цен, ставок по арендной плате, таможенных пошлин и иных платежей.
Следует отметить, что процесс дедолларизации отвечает требованию ГК, в соответствии со ст.141, 298 которого законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь является белорусский рубль. Аналогичная норма содержится в ст.11 Закона.
Как показывает зарубежный опыт, информация в сети интернет относительно цен в рекламе на туристические и медицинские услуги в Российской Федерации, Казахстане и Украине свидетельствует об их установлении в национальных валютах.
Учитывая изложенное и в целях применения единообразного подхода к установлению цен на товары (работы, услуги) полагаем возможным указание их стоимости, в том числе в рекламе в сети интернет, прейскурантах и т.д., только в национальной валюте. Доводы о том, что потребность в пересчете стоимости товаров (работ, услуг) в эквивалент иностранной валюты укоренилась в сознании общества, и что иностранные потребители с затруднением воспринимают цены, выраженные в белорусских рублях, являются несостоятельными.
Следует отметить, что определение единого подхода по установлению цен только в белорусских рублях будет способствовать защите и обеспечению устойчивости белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, а также усилению доверия к национальной валюте.