Ветеран труда Жиличского сельхозколледжа Клавдия Андреевна КУХАРЕНКО: «Каждый человек — творец своей судьбы»

 

В прошлом году преподаватель Жиличского сельхозколледжа Т.Е.Козлова совместно с учащимися плодотворно поработали над проектом «Праз творчасць — у прафесію жыцця». Они собрали материал о выпускниках, преподавателях учреждения образования, которые состоялись в своей профессии. Эти преданные своему делу люди рассказали ребятам о том, как пришли именно к такому выбору, что это дало в жизни, чего достигли.
Одна из героинь проекта — заслуженный учитель БССР, ветеран труда Жиличского сельхозколледжа Клавдия Андреевна КУХАРЕНКО.

«Каждый человек — творец своей судьбы, если он смотрит в будущее, сопоставляя мечты и цели со своими возможностями и способностями, — таким было вступление Клавдии Андреевны в беседу о профессии. — Оглядываясь на прожитые почти девять десятков лет, невольно задумываюсь, насколько сложна, порой непредсказуе­ма жизнь человека».
Родилась она 15 мая 1929 года в семье военного, служба которого проходила в Могилеве. Когда отца направили на учебу в Военную академию им. М.Фрунзе, ее мать с детьми переехала жить к родителям в деревню на Смоленщине.
Детство Клавдии совпало с голодным 1933 годом, когда негде было купить ни хлеба, ни каких-нибудь продуктов питания — чудом выживали. А тут началось раскулачивание. Не минула сия чаша и их семью — был раскулачен дедушка. Избежал ссылки, тайно уехав в Москву с женой и сыном на несколько лет. А мать Клавдии, как жена военнослужащего, накануне оформила покупку его двора, размещенного на хуторе, в красивом месте, в 2 километрах от деревни. Здесь они остались одни — мама и три сестры, отец приезжал редко. Старшие сестры пошли в школу, а младшая Клавдия с завистью рассматривала их книжки, слушала, как они учили стихи и тоже их запоминала. В 5 лет научилась читать, считать, любила рисовать. На год раньше положенного возраста пошла в школу, учеба давалась ей легко.
«Помню свою первую учительницу Солоненко Ольгу Кирилловну, — вспоминает Клавдия Андреевна. — Молодая, красивая, добрая и внимательная. Всегда спокойная, она находила возможность уделить каждому из нас по несколько минут. И я уже в детстве определилась со своей будущей профессией: решила, что буду учительницей. И это были не просто детские мечты: я старалась хорошо учиться, чтобы потом поступить в соответствующее учебное заведение».
А жизнь подбрасывала новые трудности. После 12-ти лет совместной жизни разошлись родители, мама пошла работать в колхоз, основным средством их жизни были алименты отца и приусадебный участок. Не выдержав тяжелых переживаний, умерла бабушка, в 1937 году был арестован и расстрелян как «враг народа» дедушка. А в 1939 году в связи со сселением хуторов семье пришлось перебираться в деревню…
Клавдия с Похвальной грамотой закончила 5 классов. И тут грянула война. Далее — два года оккупации. «Тот, кто не видел войны, не может представить себе, что это за ужас, когда занявший твою землю чужеземец командует, и не должно быть никаких возражений, — с болью отметила Клавдия Андреевна. — Молодежь пряталась в лесу, во ржи от отправки в Германию. Немцы устраивали облавы и трудоспособных отправляли на строительство укреплений, ремонт дорог и др. На нужды немецкой армии у населения забирали скот, зерно, сено».
В сентябре 1943 года пришло долгожданное освобождение от немецкой оккупации. Отступающие фашисты уничтожали все на своем пути. Большая часть деревни, где жила семья Клавдии, была сожжена. Люди вернулись на пепелище из леса, где прятались, пока фронт проходил через их населенный пункт. Погорельцев распределили к тем, у кого дома уцелели. Старшая сестра ушла на фронт медсестрой.
С 1 октября открылась школа: полуразбитая, кое-где были стекла, остальные заделали досками и фанерой. Два здания школы сгорели, и вместо десятилетки она стала семилеткой. 8-10-е классы определили в сохранившееся здание в деревне за 5 километров, но ребята были рады, что школа работает.
7-й класс Клавдия окончила с отличием и без экзаменов поступила в Соболевский педтехникум в 25 километрах от дома. Но учиться в нем ей не пришлось. Мама, всю зиму работавшая на расчистке снега на аэродроме, простудилась, и у нее отказали ноги. «Мы с сестрой ухаживали за ней, а потом заболела сестра и через полтора года умерла, — продолжила свой рассказ К.А.Кухаренко. — Мне пришлось забрать документы и вернуться в школу. Старшая сестра присылала деньги, которые шли на лекарства. Вся тяжесть работ по хозяйству легла на меня: косила, резала торф, ездила в лес за хворостом. Летом работала учетчиком у бригадира, инвалида войны, у которого не было правой руки. Мама, несколько поправившись, стала работать в колхозе. Надо было как-то жить — обзавелись хозяйством. Я помогала, но школу посещала без пропусков — 5 км туда и 5 км обратно. Послевоенные годы — это сплошная нищета, полуголодное существование. Но люди были рады мирной жизни и все переносили терпеливо».
Клавдия успешно закончила среднюю школу. Судьба распорядилась так, что она поступила учиться в Горецкую сельхозакадемию: будущая работа в сельском хозяйстве ей была знакома, жить в деревне тоже было делом обычным, она в ней выросла…
Учеба в академии, как вспоминает Клавдия Андреевна, — это незабываемые годы веселой студенческой жизни: «Жизни на одну стипендию, 300 граммов хлеба — только к обеду в столовой, в буфете вечером — винегрет и печенье. Правда, чая сколько хочешь, вернее кипятка. Сами что-то готовили на кухне. В основном это была картошка. Но мы не унывали. Никаких национальных, социальных различий. Мы — студенты, и этим все сказано! Бессонные ночи во время сессии, провалы, пересдачи — но это же только два раза в год! Я старалась учиться на повышенную стипендию. За хорошую учебу и участие в общественной жизни мой портрет был на Доске почета факультета. Это имело значение при выборе места производственной практики. Меня направляли в лучшие в те годы плодопитомники: на 3 курсе — в Иваки Гомельской области, на 4-м — в Жиличи, на Могилевщину. Мне очень понравилась моя будущая профессия агронома-плодоовощевода. На практике старалась перенимать опыт у квалифицированных рабочих».
Во время учебы она познакомилась со студентом-старшекурсником. Молодые люди подружились, а потом поженились. Муж уехал на работу в Мстиславль, а жена доучива-
лась и по окончании академии получила направление на должность старшего агронома Мстиславской льносемстанции. Пришлось осваивать новую работу. «Благо, что в моей родной деревне ведущей культурой в колхозе был лен, и агротехника его выращивания мне была знакома, — поделилась Клавдия Андреевна. — Но семеноводство? Снова пришлось сесть за книги. 23 хозяйства, 4 участковых агронома, всюду надо побывать… Но трудности закаляют человека, учат с ними бороться. И я боролась, старалась. С заготовкой нужного количества и качеством семян справились, урожайность вышла хорошая. Меня пригласили поработать по совместительству преподавателем в Мстиславскую агрошколу, куда впоследствии я перешла на постоянную работу. Семья моя уже состояла из 4 человек, на командировки по колхозам времени не хватало».
В Министерстве сельского хозяйства ей с мужем предложили работу в Жиличском сельхозтехникуме, где планировалось открытие плодоовощного отделения. И в августе 1955 года они переехали в Жиличи, где и проработали до пенсии.
Клавдия Андреевна, ведя предмет «Плодоводство», отдавала любимому делу все свои силы и способности. После преобразования техникума в Жиличский совхоз-техникум и слияния с госплодопитомником «Жиличи» плодоовощеводство стало одной из главных отраслей. А кабинет плодоводства и овощеводства развернул активную работу по совершенствованию практических знаний: работал кружок «Мичуринец», проводились тематические вечера, на практику учащихся направляли в лучшие хозяйства Беларуси. И выпускники со знанием дела, уверенно шли на работу.
По словам К.А.Кухаренко, свою задачу, как преподавателя, она видела в том, чтобы научить будущих специалистов практическим навыкам и умению применять полученные знания в работе. Учила других и училась сама. Приобретенный опыт нашел отражение в написании одного из разделов учебника «Плодоовощеводство». Позже этот опыт внедрили в Пружанском и Пинском сельхозтехникумах.
В 1967 году Клавдии Андреевне было присвоено звание «Заслуженный учитель БССР». Это ко многому обязывало. Работала заместителем директора по учебной работе, а в отсутствие директора исполняла его обязанности. Было нелегко, но в то же время это был большой жизненный опыт. Однако, как призналась она в беседе, ей больше по душе была работа преподавателя, классного руководителя, а не администратора.
«Оглядываясь на прожитые годы, могу сказать, что путь к своей профессии нелегок и тернист. Но, сделав правильный выбор, ты будешь получать удовольствие от своей работы, тебя будут радовать результаты твоего труда и желание всегда узнавать что-то новое и учиться, учиться, учиться… А еще суметь передать свои знания молодому поколению», — так закончила К.А.Кухаренко свой искренний и поучительный рассказ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.