Отдельные нормы законодательства о труде разъясняет управление по труду, занятости и социальной защите Кировского райисполкома

Отдельные нормы законодательства о труде разъясняет заместитель начальника отдела труда, заработной платы и занятости населения управления по труду, занятости и социальной защите Кировского райисполкома Светлана Печень:

– Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) установлено:

заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (статья 57 Трудового кодекса);

оплата труда работников – определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами и трудовым договором (часть первая статьи 61 Трудового кодекса);

формы, системы и размеры оплаты труда работников, в том числе стимулирующие (надбавки, премии, бонусы и иные выплаты) и компенсирующие (доплаты в соответствии со статьями 62, 67, 69 и 70 Трудового кодекса и иные выплаты) выплаты, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора.

Таким образом, понятие оплаты труда работников связано с  определением и установлением ее размеров в локальных правовых актах и трудовых договорах (контрактах) работников. На основании установленного порядка оплаты труда начисляется и выплачивается заработная плата работникам.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» (далее – Закон) минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Справочно:

К нормальным условиям согласно пункту 6 статьи 89 Трудового кодекса относятся здоровые и безопасные условия труда.

Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленного и применяемого в соответствии с Законом, наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой) (часть третья статьи 6 Закона).

Из изложенных норм Трудового кодекса и Закона следует, что наниматель обязан устанавливать размеры оплаты труда работников в локальных правовых актах и трудовых договорах (контрактах) работников, применяя в качестве низшей границы оплаты труда работников минимальную заработную плату.

Справочно:

Доплата до минимальной заработной платы производится на основании части третьей статьи 6 Закона, как правило, вследствие индексации размера месячной минимальной заработной платы в течение года, а также ежегодного повышения с 1 января размера минимальной заработной платы, в результате чего нанимателям необходимо пересматривать размеры оплаты труда работников, установленные локальными правовыми актами и трудовыми договорами.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2020 г. № 131 (далее – Указ № 131) установлено дополнительное материальное стимулирование работников здравоохранения бюджетных организаций в виде надбавки.

Указом Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 169 (далее – Указ № 169) установлено материальное стимулирование работников государственных организаций, оказывающих социальные услуги, в условиях эпидемиологической ситуации при производстве работы вахтовым методом в виде надбавки.

Надбавки, предусмотренные Указом № 131 и Указом № 169, по своему содержанию являются дополнительными выплатами, не носят постоянный характер для работников в связи со спецификой возникновения права на них, а также направлены на стимулирование труда в условиях риска инфицирования работника, отличных от нормальных условий труда.

Кроме того, до принятия Указа № 131 и Указа № 169 размеры оплаты труда работников в локальных правовых актах и трудовых договорах (контрактах) необходимо было установить не ниже минимальной заработной платы.

Таким образом, установление размеров оплаты труда работникам не ниже минимальной заработной платы в локальных правовых актах и трудовых договорах (контрактах) должно осуществляться без учета надбавок, предусмотренных Указом № 131 и Указом № 169.

Справочно:

Включение надбавок, предусмотренных Указом № 131 и Указом № 169, в размеры оплаты труда работников, устанавливаемые не ниже минимальной заработной платы, не соответствует статье 1 Закона, поскольку при отмене данных временных надбавок установленные размеры оплаты труда работников могут оказаться ниже минимальной заработной платы.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.