Повторение — мать учения
А.И.Куприн писал: «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры… Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью…»
В ХХІ веке изучение русского языка остается насущной проблемой: живой русский язык постепенно заменяется в процессе общения компьютерным языком знаков и цифр. Моя задача, как учителя-словесника, — научить учащихся с помощью языка творить чудеса, чтобы русским словом без ошибок в устной или письменной форме они могли «передать звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского прилива…»
Хочу поделиться опытом со своими коллегами в организации повторения учебного материала на уроках русского языка. Правильно говорят: «Повторение — мать учения». Оно помогает лучше усвоить и запомнить учебный материал. То, что мы повторяем, не должно быть сложным и многословным. Известно, что половина людей не может запомнить на слух более тридцати слов подряд. Значит, надо сформулировать важное положение кратко и четко. Так возникла необходимость организации повторения языкового материала таким образом, чтобы выработалась определенная система, чтобы, как учил в свое время К.Д.Ушинский, «всякое новое упражнение находилось в связи с предыдущим, опиралось на них и делало шаг вперед…».
Система повторения языкового материала, разработанная мной, осуществляется с помощью таблиц для конспектирования примеров из правила и другого материала в соответствии с правилами русского литературного языка. Система имеет свои особенности: языковой материал в таблицах размещается по цветным дорожкам, соответствующим нормам русского литературного языка, цвета соответствуют цветам радуги (красный — орфоэпическая норма, оранжевый — орфографическая, желтый — словообразовательная, зеленый — морфологическая и т.д.). Повторение языковых норм осуществляется систематически в виде разминок на этапе повторения пройденного теоретического материала, задания для разминок подбираются с учетом допущенных учащимися ошибок на предыдущем уроке.
Использую таблицы пятый год. Положительные результаты есть: дипломы в олимпиадах, конкурсах сочинений, положительные оценки по контрольным диктантам, изложениям и сочинениям.
Хочу, чтобы и в дальнейшем мои учащиеся не допускали ошибок в устной и письменной речи, чтобы помимо компьютерного языка знаков и цифр звучала живая русская речь.
Алла ГОНТАРОВА,
учитель Барчицкого УПК детский сад-средняя школа.