27 сентября – Воздвижение Креста Господня
История праздника
Согласно преданию, в 326 году мать императора Константина Елена отправилась в Иерусалим на поиски христианских святынь. Так были обретены Крест, а также Гроб Господень (пещера, где был погребён и на третий день воскрес Христос).
Раскопки проводились на Голгофе, где и был распят Христос. Под землёй были обнаружены три креста, несколько гвоздей и доска с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Правда, доска лежала отдельно, и понять, какой именно из трёх крестов – Господень, было невозможно. По преданию, кресты поочередно прикладывали к больному, и после прикосновения к тому самому Кресту он исцелился. А когда мимо Голгофы шла похоронная процессия, кресты приложили и к покойнику, и от прикосновения одного из крестов он воскрес.
Иерусалимский патриарх Макарий поднял (или «воздвиг») Крест, чтобы все присутствующие могли увидеть обретённую святыню, – так было положено начало празднику Воздвижения Креста Господня.
А император Константин, воодушевлённый находками матери, велел построить в Иерусалиме храм Воскресения Христова (известный также как Храм Гроба Господня). Строительство было окончено только в 335 году. Царица Елена до этого события не дожила.
13 сентября 335 года храм освятили, а на 14 сентября (27 – по новому стилю) было решено установить празднование Воздвижения Креста Господня. На освящение храма съехалось множество епископов со всех концов Римской империи. Благодаря им традиция праздновать Крестовоздвижение распространилась по всему христианскому миру.
Судьба Животворящего Креста
В день Крестовоздвижения православные вспоминают ещё одно историческое событие. Дело в том, что в 614 году Животворящий Крест был похищен захватившими Иерусалим персами. Вернуть его удалось лишь 14 лет спустя. Император Ираклий одержал победу над персами в 628 году и вернул Крест Христов в Иерусалим. А вот дальнейшая судьба Креста малоизвестна. Скорее всего, его разделили на множество частей и развезли по всему миру, поэтому сегодня частички Животворящего Креста есть во многих православных храмах.