Безопасность при проведении сельхозработ
Работы по весеннему севу зерновых, зернобобовых и других культур часто ведутся на полях, по которым проходят воздушные линии электропередачи (ВЛ). Это значит, что механизаторам, занятым на различных видах работ, проводимых в охранных зонах ВЛ, необходимо быть внимательными и осторожными.
Как известно, территории охранных зон не изымаются из сельскохозяйственного оборота или иного использования. Не ограничивается и доступ на эти территории для проведения работ. Вместе с тем, организациям, в ведении которых находятся электрические сети, предоставлено право приостанавливать работы, ведущиеся с нарушением требований по охране электрических сетей.
Необходимо всегда помнить, что при выполнении сельскохозяйственных и других видов работ вблизи ВЛ поражение электротоком человека, работающего на крупногабаритной или грузоподъёмной технике при движении, может произойти не только при непосредственном касании провода, но и при приближении к нему на недопустимое расстояние.
С целью предотвращения повреждения опор ВЛ и касания проводов, а главное – исключения нанесения ущерба здоровью и жизни людей, необходимо получить разрешение на производство ряда работ вблизи электрических сетей.
При выполнении сельскохозяйственных работ в таких местах на металлических корпусах машин и механизмов, а также на металлических трубопроводах могут находиться опасные электрические потенциалы.
В каждом хозяйстве перед началом полевых работ ответственный за обеспечение требований электробезопасности обязан провести инструктаж со всеми, кто будет задействован при выполнении сельскохозяйственных работ в охранной зоне ВЛ.
Проезд машин и механизмов под проводами ВЛ по просёлочным дорогам и вне дорог рекомендуется производить вблизи опор и поперёк оси. При этом высота машин не должна превышать 4,5 м. В случае падения провода на машину или соприкосновения с ним машины или механизма, а также при возникновении между проводом и машиной электрического разряда запрещается какая-либо дальнейшая работа на этой машине. Водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно остановить её. Если при этом можно освободиться от оборванного провода передвижением машины, то необходимо это сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности наблюдающий должен сообщить о случившемся владельцу электрических сетей и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни наблюдающий не должны предпринимать никаких самостоятельных действий.
Если в результате падения провода или возникновения электрического разряда машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно её покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землёй. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину, а удаляться от неё можно только мелкими «гусиными» шажками на расстояние 8–10 метров. До прибытия специальной бригады запрещается предпринимать какие-либо действия по тушению машины, при этом необходимо организовать охрану места происшествия.
Николай РУСЕЦКИЙ, начальник Кировской энергогазинспекции.