Знакомство с миром природы начинается на прогулках – считают педагоги яслей-сада №4 г.Кировска

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является учреждение дошкольного образования. Поэтому большое внимание уделяется экологическому образованию детей дошкольного возраста. На этом заостряет внимание заместитель заведующего яслей-сада №4 по основной работе Наталья ХОХЛОВА.

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Опираясь на любознательность детей, воспитатели учат их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объясняют нормы и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. У отдельных детей достаточный запас представлений, они быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, педагоги помогают им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. С помощью вопросов, к примеру, «Почему птицы откладывают яйца, а человек – нет?»,  «Почему птицы улетают в теплые края и зачем они возвращаются обратно?», «Животные разговаривают?» ребята познают мир, обогащают ум открытиями. Правильно ответить на вопрос – большое искусство, оно требует осторожности, потому что ответы взрослых не всегда побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Прежде всего – это общение с ребенком, которое должно создавать радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом помогают прогулки в природу, которые сближают взрослых с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Такие прогулки помогают воздействовать на ребенка: развивать его наблюдательность, тренировать внимание и память. Потому прогулки в учреждении дошкольного образования наполнены  содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.  Наблюдения во время прогулки дают возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнать новое о жизни и о природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности воспитанников.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.